Китайская каллиграфия, виды письменности, стили почерка

Китайская каллиграфия — это удивительное явление в истории мировой цивилизации, уникальная жемчужина культуры. Как образное искусство она сравнима с живописью, поскольку способна оказывать на человека эмоциональное воздействие богатством форм и разнообразием стилей. Как абстрактное искусство она сравнима с музыкой, поскольку способна передавать присущие ей ритм и гармонию. Вместе с тем она имеет и практический аспект — запись графических знаков, составляющих китайскую письменность. Знаки письменности — это зримое воплощение понятий языка. По способу их образования китайские иероглифы могут быть разделены на шесть основных категорий (люшу): 1) изобразительная категория (сянсин) — прямое изображение объекта; 2) фонетическая категория (чжиши) — сочетание изобразительного и фонетического элементов: 3) идеографическая категория (хуэйи) — сочетание конкретного изобразительного элемента с абстрактным символом; 4) пиктографическая категория (синшэн) — символическое выражение абстрактной идеи; 5) заимствованная категория (цзяцзе) —использование знака для записи понятия, не связанного с ним по значению, но имеющего одинаковое звучание; 6) видоизмененная категория (чжуаньчжу) — видоизменение отдельных частей иероглифа в связи с приобретением им нового значения.

 Искусство каллиграфии реализуется посредством черт, выполняемых с помощью традиционных письменных принадлежностей, называемых «четырьмя сокровищами кабинета» (вэньфан сы бао) — кисти, туши, бумаги и тушечницы. За многие столетия существования этого вида искусства китайские каллиграфы создали бесчетное число различных приемов письма. Их разнообразие может быть, однако, сведено к пяти основным стилям, или видам каллиграфии.

zhuan
zhuan

В письме стиля древних печатей (чжуаньшу) все черты — как вертикальные, так и горизонтальные — тонкие и стройные, их концы слегка заострены. Стиль чжуаньшу достиг своего наивысшего расцвета еще в доциньскуюэпоху (до 221 г. до н.э.). В то время существовало два его основных варианта — большой чжуань (дачжуань) и малый чжуань (сяочжуань). Дачжуань отличался от сяочжуаня с его более округлыми чертами своей несколько большей строгостью. Классическим образцом стиля дачжуань могут служить древние надписи на каменных барабанах (ши гу вэнь) и на циньских бронзовых сосудах (Цинь гун куй). А надпись, оставленная циньским сановником Ли Сы на камне в районе горы Тайшань (Тайшань кэ ши), является замечательным примером каллиграфии в стиле сяочжуань, признанным большинством мастеров последующих эпох эталоном.

lishu
lishu

Официальное письмо (лишу) возникло в ответ на потребность в более быстром способе письма в связи с неуклонно возраставшим объемом официальной документации. Этот отличающийся квадратной конфигурацией иероглифов стиль был создан путем видоизменения стиля чжуаньшу Чэн Мяо — циньским чиновником — смотрителем тюрем. Для него характерны жесткость структуры иероглифов и строгая перпендикулярность горизонтальных и вертикальных черт. Лишу было гораздо более удобным в сравнении с чжуаньшу, и введение этого письма позволило последующим поколениям китайцев сэкономить немало драгоценного времени. Стиль лишу сыграл важную роль в развитии образования и науки в Китае.

Kai shu
Kai shu

Уставное письмо (кайшу) возникло в эпоху Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) в результате эволюции лишу в направлении более стандартного написания иероглифов. Сегодня его называют чжэнкай —«стандартным уставом». Будучи еще более удобным в сравнении с лишу, кайшу получило широкое распространение, поскольку отвечало потребностям повседневной жизни людей. Уставное письмо достигло расцвета в эпоху Тан (618 — 907). Творчество выдающихся мастеров этой эпохи, подобных Янь Чжэнь-цину (705 — 785), создавших оригинальные и яркие школы, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие каллиграфии.

Xing shu - синь шу
Xing shu - синь шу

Ходовое письмо (синшу) занимает промежуточное положение между уставным письмом и скорописью. Ему не свойственна ни угловатость лишу, ни округлость чжуаньшу. Его можно считать разновидностью кайшу. Поскольку иероглифы, написанные этим стилем, ассоциируются с образом идущего человека, то он получил название «ходового письма». Принято считать, что основоположником этого стиля был Лю Дэ-шэн, живший в эпоху Восточная Хань (25 — 220). В начале эпохи Вэй (220 — 265) Чжун Яо несколько видоизменил его, а в эпоху Восточная Цзинь (317 — 420) два выдающихся каллиграфа — Ван Сичжи и Ван Сяньчжи — развили его до совершенства, после чего синшу получило широчайшее распространение. Синшу весьма удобно и позволяет дбстичь большей скорости письма. В истории каллиграфии известно много замечательных произведений, созданных этим стилем. Непревзойденным шедевром считается «Предисловие к Орхидеевой беседке» (Лань тин сюй) кисти Ван Сичжи.

Cao shu
Cao shu

Существует много различных видов скорописи (цаошу), например, цаочжуань — скорописный вариант печатного письма, цаоли — скорописный вариант официального письма, куанцао — «бешеная скоропись» и т.д. Всем разновидностям скорописи присущи упрощенность, экономность, плавность, безотрывность и быстрота написания, в силу чего написанное зачастую выглядит неразборчиво, но эти же особенности цаошу придают ему особое очарование, которое выражено в словах «кисть мастера остановилась, а идея продолжает жить». Из всех пяти основных стилей каллиграфии цаошу наиболее близка к абстрактному искусству. Лучшие каллиграфы различных эпох, творившие в стиле скорописи, — такие, как Ван Сяньчжи в эпоху Восточная Цзинь, Хуай Су (725 —785) в эпоху Тан или живший не так давно Юй Южэнь(1879 — 1964), — все были способны выявить в кажущемся хаосе определенный порядок и найти свой неповторимый индивидуальный стиль.

http://wavedancing.net/history/scripts.htm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.