Таро Мантеньи — карты Таро или что-то другое?

Mantegna Tarocchi или Таро Мантеньи представляет собой набор из 50 карт (уже не 78, как принято в наборах классического таро), которые разделены на 5 групп по 10 карт: социальная иерархия в мире людей (группа Е), девять муз и Аполлон (группа D), искусства (группа C), добродетели (группа B), небесные сферы (группа А).

 

При этом в колодах таро как правило 78 карты, среди которых Старшие Арканы — 22 карты и 56 карт из четырех мастей по 14 карт. Никак не сходится количество и деление?

Изучая астрологию, а вместе с тем и древнюю космологию, календарь, взгляды на устройство мира в средневековье, и смотря на эти карточки становится понятно, что набор Мантенья не более чем мнемо-карты для изучения космологии. Возможно по таким карточкам учились дети аристократов, как в наше время наши дети учат что-либо по разнообразным карточкам, кубиками и тому подобное.

Купила я эту «колоду» весной 2019 года, а недавно обнаружила хорошую заметку, от 2022 года, подтверждающую мое мнение об этих карточках — The Mystery of Mantegna Tarocchi автора Zuzanna Stańska: «The Mantegna Tarocchi are neither playing cards nor Tarot cards for fortune-telling, but were presumably educational tools for upper-class children, although no documentation of their use survives.» — » Mantegna Tarocchi не являются ни игральными картами, ни картами Таро для гадания, но предположительно были образовательными инструментами для детей из высших слоев общества, хотя никаких документов об их использовании не сохранилось.» 

Также одним из указаний на это является то, что набор отпечатков был сохранен в книжном формате, что делает невозможным использование отпечатков по отдельности, как карт, как указали авторы статьи «The Mantegna Tarocchi and the View of the World in Northern Italy in the 15th Century». И собственно историческая форма этих «карт» — это гравюры (да и не Мантенья был художником).

Хотя и здесь есть неточность, да, конкретно об этих картах метод их использования не сохранился, но в книге Фрэнсис Йейтс «Искусство памяти» рассматриваются вопросы как в 14 веке и далее  «Именно искусство памяти создало ту образность, которая вскоре вылилась в произведения литературы и искусства». В Италии помимо карточек на бумаге это были настенные росписи, фрески, ими изобилует каждый старинный итальянский дворец или вилла, не говоря уже о соборах.

В древнерусском искусстве это тоже, конечно же, росписи соборов, но и обучающие иконы. В ГИМ в Москве можно увидеть одну из таких обучающих космологии икон — «Всех скорбящих радость«.

Вероятно, этот набор карточек мог бы быть более расширенным, например, нет карточек описывающих пороки.

И помимо таких карточек популярным была техника запоминания и в виде игры «В Гуся» — gioco dell’oca — например как этот вариант по космологии Тихо Браге:

Можно даже и игру «Змеи и Лестницы», или как ее еще называют — Лила (тоже популярная тема самопознания и раскрытия потенциала сейчас), «записать» в этот же тренд — карточки-памятки оформленные в игру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.