Притчи Иисуса Христа, записанные в четырех Евангелиях (Матфея, Марка, Луки и Иоанна), представляют собой ключевую часть Его учения. Ниже перечислены все притчи, которые традиционно выделяются в этих текстах, с указанием ссылок на главы и стихи. Притчи сгруппированы по Евангелиям, а совпадающие притчи отмечены для ясности.
Притчи в Евангелии от Матфея
- О сеятеле (Мф. 13:3–9, объяснение в 13:18–23) – о семенах, упавших на разные почвы, и их духовном значении.
- О плевелах (Мф. 13:24–30, объяснение в 13:36–43) – о пшенице и сорняках, растущих вместе до жатвы.
- О горчичном зерне (Мф. 13:31–32) – о малом зерне, вырастающем в большое дерево.
- О закваске (Мф. 13:33) – о закваске, заквашивающей всё тесто.
- О сокровище, скрытом в поле (Мф. 13:44) – о человеке, продавшем всё ради сокровища.
- О драгоценной жемчужине (Мф. 13:45–46) – о купце, отдавшем всё за жемчужину.
- О неводе (Мф. 13:47–50) – о сети, собирающей рыбу, хорошую и плохую.
- О хозяине дома (Мф. 13:52) – о книжнике, выносящем из сокровищницы новое и старое.
- О немилосердном должнике (Мф. 18:23–35) – о слуге, не простившем долг, несмотря на прощение царя.
- О работниках в винограднике (Мф. 20:1–16) – о равной плате за разное время работы.
- О двух сыновьях (Мф. 21:28–32) – о сыне, согласившемся работать, но не пошедшем, и наоборот.
- О злых виноградарях (Мф. 21:33–46) – о виноградарях, убивших сына хозяина.
- О брачном пире (Мф. 22:1–14) – о званых, отказавшихся прийти, и госте без брачной одежды.
- О десяти девах (Мф. 25:1–13) – о мудрых и неразумных девах, ждущих жениха.
- О талантах (Мф. 25:14–30) – о слугах, получивших таланты и распорядившихся ими по-разному.
Притчи в Евангелии от Марка
- О сеятеле (Мк. 4:3–9, объяснение в 4:13–20) – совпадает с Мф. 13:3–9.
- О свече под сосудом (Мк. 4:21–25) – о свете, который не скрывают.
- О растущем семени (Мк. 4:26–29) – о семени, растущем незаметно до жатвы (уникальна для Марка).
- О горчичном зерне (Мк. 4:30–32) – совпадает с Мф. 13:31–32.
- О злых виноградарях (Мк. 12:1–12) – совпадает с Мф. 21:33–46.
Притчи в Евангелии от Луки
- О сеятеле (Лк. 8:5–8, объяснение в 8:11–15) – совпадает с Мф. 13:3–9 и Мк. 4:3–9.
- О свече под сосудом (Лк. 8:16–18) – совпадает с Мк. 4:21–25.
- О добром самарянине (Лк. 10:25–37) – о милосердии к ограбленному путнику (уникальна для Луки).
- О друге, просящем хлеба в полночь (Лк. 11:5–8) – о настойчивости в просьбе (уникальна).
- О богаче и урожае (Лк. 12:16–21) – о богаче, копившем для себя, но умершем (уникальна).
- О бесплодной смоковнице (Лк. 13:6–9) – о дереве, которому дали шанс плодоносить (уникальна).
- О горчичном зерне (Лк. 13:18–19) – совпадает с Мф. 13:31–32 и Мк. 4:30–32.
- О закваске (Лк. 13:20–21) – совпадает с Мф. 13:33.
- О званых на пир (Лк. 14:16–24) – о гостях, отказавшихся прийти (схожа с Мф. 22:1–14).
- О строителе башни и царе, идущем на войну (Лк. 14:28–33) – о расчете перед началом дела (уникальна).
- О потерянной овце (Лк. 15:4–7) – о пастухе, ищущем овцу (схожа с Мф. 18:12–14).
- О потерянной драхме (Лк. 15:8–10) – о женщине, ищущей монету (уникальна).
- О блудном сыне (Лк. 15:11–32) – о сыне, вернувшемся к отцу (уникальна).
- О неверном управителе (Лк. 16:1–13) – о хитром управителе, простившем долги (уникальна).
- О богаче и Лазаре (Лк. 16:19–31) – о богаче и нищем в загробной жизни (уникальна).
- О работнике, исполняющем долг (Лк. 17:7–10) – о слуге, не ждущем похвалы (уникальна).
- О неправедном судье (Лк. 18:1–8) – о вдове, добившейся справедливости (уникальна).
- О фарисее и мытаре (ЛкPER: Иисус Христос . 18:9–14) – о молитве гордеца и смиренного (уникальна).
- О минах (Лк. 19:11–27) – о слугах, распорядившихся деньгами (схожа с Мф. 25:14–30).
- О злых виноградарях (Лк. 20:9–19) – совпадает с Мф. 21:33–46 и Мк. 12:1–12.
Притчи в Евангелии от Иоанна
В Евангелии от Иоанна притчи в строгом смысле отсутствуют, так как Иоанн использует скорее аллегории и образные выражения. Однако иногда к притчам относят:
- О пастыре и овцах (Ин. 10:1–18) – аллегория о добром пастыре, знающем своих овец.
- О виноградной лозе (Ин. 15:1–8) – аллегория о Христе как лозе и верующих как ветвях.
Примечания
- Общее количество притч: около 40–46, в зависимости от классификации, так как некоторые (например, аллегории Иоанна) не всегда считаются притчами в строгом смысле.
- Повторы: притчи о сеятеле, горчичном зерне, злых виноградарях и др. встречаются в нескольких Евангелиях с небольшими различиями.
- Уникальные притчи: Лука содержит наибольшее число уникальных притч (например, о блудном сыне, добром самарянине).
Притчи Иисуса Христа, записанные в апокрифических Евангелиях и текстах, встречаются значительно реже, чем в канонических Евангелиях (Матфея, Марка, Луки и Иоанна), и часто имеют иной характер, связанный с гностическими или другими неортодоксальными традициями. Апокрифические тексты, такие как Евангелие от Фомы, Евангелие от Филиппа или тексты из библиотеки Наг-Хаммади, содержат изречения, иногда напоминающие притчи, но они чаще представляют собой краткие поучения, афоризмы или аллегории, чем развернутые повествовательные истории, характерные для синоптических Евангелий. Кроме того, многие апокрифические тексты фрагментарны, и их интерпретация как притч может быть спорной.
Ниже приведен перечень известных изречений Иисуса из апокрифических текстов, которые исследователи иногда классифицируют как притчи или близкие к ним по форме и содержанию. Основное внимание уделяется Евангелию от Фомы, так как это один из наиболее изученных апокрифических текстов, содержащих изречения Иисуса. Другие апокрифические Евангелия (например, Евангелие от Марии, Евангелие от Иуды) содержат мало нарративных притч, сосредотачиваясь на диалогах или мистических учениях.
Притчи и изречения из апокрифических текстов
1. Евангелие от Фомы
Евангелие от Фомы (II век, гностический текст, найден в Наг-Хаммади) содержит 114 изречений, приписываемых Иисусу. Некоторые из них имеют форму притч, схожих с каноническими, но с гностическим акцентом на самопознание и духовное пробуждение. Вот наиболее заметные примеры:
- Притча о сеятеле (Изречение 9):
«Иисус сказал: Вот, сеятель вышел, взял горсть семян и бросил. Некоторые упали на дорогу; прилетели птицы и склевали их. Другие упали на камень и не пустили корня в землю и не дали колоса. Другие упали в тернии; и тернии заглушили их, и черви съели их. А другие упали на добрую землю и дали хороший плод: шестьдесят мер на одну и сто двадцать мер на одну».
- Сходна с канонической притчей о сеятеле (Мф. 13:3-9, Мк. 4:3-9, Лк. 8:5-8), но без подробного объяснения, акцент на различной судьбе семян.
- Притча о плевелах (Изречение 57):
«Иисус сказал: Царство Отца подобно человеку, у которого было доброе семя. Его враг пришел ночью и посеял плевелы среди доброго семени. Человек не позволил выдернуть плевелы; он сказал им: «Не выдергивайте, чтобы не выдернуть пшеницу вместе с плевелами. Ибо в день жатвы плевелы станут явными, и их выдернут и сожгут»».
- Аналогична притче о плевелах в Мф. 13:24-30, но с упрощенным изложением и без толкования.
- Притча о жемчужине (Изречение 76):
«Иисус сказал: Царство Отца подобно купцу, у которого был товар, и он нашел жемчужину. Этот купец был мудр: он продал товар и купил одну жемчужину. И вы ищите Его сокровище, которое не исчезает, которое пребывает, куда не приходит моль, чтобы съесть, и где не разрушает червь».
- Сходна с канонической притчей о жемчужине (Мф. 13:45-46), но с акцентом на гностическое «сокровище» — внутреннее знание.
- Притча о закваске (Изречение 96):
«Иисус сказал: Царство Отца подобно женщине, которая взяла немного закваски, положила ее в тесто и сделала большие хлебы. Кто имеет уши, да слышит».
- Параллель с притчей о закваске в Мф. 13:33 и Лк. 13:20-21, но без контекста и с минималистичным изложением.
- Притча о рыбаке (Изречение 8):
«Иисус сказал: Человек подобен мудрому рыбаку, который закинул свою сеть в море и вытащил ее полной мелкой рыбы. Среди них мудрый рыбак нашел большую хорошую рыбу. Он выбрал большую рыбу и выбросил всю мелкую рыбу обратно в море. Кто имеет уши, да слышит».
- Уникальная для Евангелия от Фомы притча, не имеющая прямых параллелей в канонических Евангелиях, но близкая по духу к притче о неводе (Мф. 13:47-50). Символизирует выбор духовной ценности над мирским.
- Притча о пире (Изречение 64):
«Иисус сказал: Человек устраивал пир. Когда он приготовил, он послал своего раба пригласить гостей. Он пошел к первому и сказал ему: «Мой господин зовет тебя». Тот сказал: «У меня есть деньги у торговцев, они придут ко мне вечером, я пойду и дам им указания. Я отказываюсь от пира». Он пошел к другому и сказал: «Мой господин зовет тебя». Тот сказал ему: «Я купил дом, и меня просят прийти в этот день. Я не смогу прийти». Он пошел к другому и сказал: «Мой господин зовет тебя». Тот сказал: «Мой друг женится, и я должен устроить пир. Я не смогу прийти». Он пошел к другому и сказал: «Мой господин зовет тебя». Тот сказал: «Я купил деревню, иду собирать доход. Я не смогу прийти». Раб вернулся и сказал своему господину: «Те, кого ты пригласил на пир, отказались». Господин сказал своему рабу: «Иди на улицы, приведи тех, кого найдешь, чтобы они пировали». Покупатели и торговцы не войдут в места моего Отца».
- Параллель с притчей о брачном пире (Мф. 22:1-14) и великом пире (Лк. 14:16-24), но с гностическим акцентом на отвержении материального мира.
- Притча о винограднике (Изречение 65):
«Иисус сказал: Человек добрый имел виноградник. Он отдал его виноградарям, чтобы они работали в нем и он получил бы от них плод. Он послал своего раба, чтобы виноградари дали ему плод виноградника. Они схватили его раба, избили его и чуть не убили. Раб вернулся и рассказал своему господину. Господин сказал: «Может, они не узнали его». Он послал другого раба. Виноградари избили и того. Тогда господин послал своего сына и сказал: «Может, они устыдятся моего сына». Но виноградари, зная, что он наследник виноградника, схватили его и убили. Кто имеет уши, да слышит».
- Параллель с притчей о злых виноградарях (Мф. 21:33-41, Мк. 12:1-9, Лк. 20:9-16), но без явного указания на пророков и с акцентом на конфликт.
- Притча о пустом сосуде (Изречение 97):
«Иисус сказал: Царство Отца подобно женщине, которая несла сосуд, полный муки. Пока она шла по дороге, далеко от дома, ручка сосуда сломалась, и мука высыпалась за ней на дорогу. Она не знала об этом; она не заметила беды. Когда она пришла домой, поставила сосуд и обнаружила, что он пуст».
- Уникальная притча, возможно, символизирующая утрату духовного содержания из-за невнимательности.
- Притча о убийце (Изречение 98):
«Иисус сказал: Царство Отца подобно человеку, который хотел убить сильного. Он вытащил меч дома, вонзил его в стену, чтобы узнать, выдержит ли его рука. Тогда он убил сильного».
- Уникальная притча, интерпретируемая как подготовка к духовной борьбе или преодолению препятствий.
2. Евангелие от Филиппа
Евангелие от Филиппа (II-III век, гностический текст из Наг-Хаммади) содержит меньше нарративных притч, но включает изречения с аллегорическим характером:
- Изречение о жемчужине в грязи (Изречение 56):
«Жемчужина, брошенная в грязь, не становится менее ценной, и если ее натереть, она не теряет своей красоты. Так истина остается истиной, даже если она смешана с ложью».
- Не является классической притчей, но близка по форме к метафорическим изречениям Иисуса.
- Изречение о посеве (Изречение 73):
«Сеятель сеет семя, и некоторые семена падают на добрую почву, а другие пропадают. Так и истина: она принимается теми, кто готов, и отвергается другими».
- Напоминает притчу о сеятеле, но в более абстрактной форме.
3. Евангелие от Марии
Евангелие от Марии (II век, гностический текст) не содержит классических притч, но включает аллегорические изречения. Например:
- Изречение о видении (фрагмент):
«Иисус сказал: Где ум, там сокровище. Ищите внутри себя, и вы найдете Царство».
- Не притча, но метафора, близкая к гностической идее самопознания.
4. Другие апокрифические тексты
- Евангелие от ессеев (апокрифический текст, возможно, связанный с ессейскими традициями):
- Содержит изречения, напоминающие притчи, например, о гармонии с природой и Царстве Божием как внутреннем состоянии. Однако конкретных нарративных притч, подобных каноническим, в сохранившихся фрагментах мало.
- Пример: «Царство Божие подобно реке, текущей через сердце человека, очищающей его от скверны». (Точный текст варьируется в переводах.)
- Евангелие от Петра:
- Не содержит притч, сосредотачиваясь на страстях и воскресении Иисуса.
- Евангелие детства от Фомы:
- Содержит истории о чудесах юного Иисуса, но не притчи в классическом смысле.
- Аграфа (разрозненные изречения Иисуса, не вошедшие в канонические Евангелия):
- Некоторые аграфа, сохранившиеся в раннехристианских текстах или цитатах отцов Церкви, напоминают притчи. Например:
«Иисус сказал: Будьте как голуби, но не теряйте мудрости змеи» (цитируется в некоторых патристических текстах).
- Не является развернутой притчей, но близко к метафорическим изречениям.
- Некоторые аграфа, сохранившиеся в раннехристианских текстах или цитатах отцов Церкви, напоминают притчи. Например:
Замечания
- Ограниченное количество притч: В отличие от канонических Евангелий, где насчитывается около 35-43 притч (в зависимости от классификации), апокрифические тексты содержат значительно меньше нарративных притч. Это связано с тем, что гностические тексты, такие как Евангелие от Фомы, больше сосредоточены на эзотерических изречениях и диалогах, чем на историях.
- Гностический контекст: Многие притчи в апокрифах имеют гностическую интерпретацию, где Царство Божие понимается как внутреннее знание (гнозис), а не эсхатологическая реальность, как в канонических Евангелиях.
- Сходство с каноническими притчами: Некоторые притчи (например, о сеятеле, жемчужине, пире) в Евангелии от Фомы почти идентичны каноническим, что может указывать на общий источник (например, гипотетический источник Q) или заимствование из синоптических Евангелий.
- Уникальные притчи: Притчи о рыбаке, пустом сосуде и убийце уникальны для Евангелия от Фомы и отражают гностическую этику выбора и духовной решимости.
Источники
- Евангелие от Фомы, переводы с коптского (Наг-Хаммади).
- Евангелие от Филиппа, Евангелие от Марии (библиотека Наг-Хаммади).
- Апокрифические тексты, цитируемые в работах И. Свенцицкой («Апокрифические Евангелия»).
- Веб-ресурсы, включая информацию о новозаветных апокрифах
hi