По какому принципу организовывались древние города

Недавно попалась мне книжечка Владимира Жикаренцева «Русь открывает себя». Она, правда, уже не новая — 2009 года. Но заинтересовала меня в ней тема Золотого кольца России, а именно как устанавливались церкви в древних городах. Владимир Жикаренцев делает вывод, что церкви имели сакральный смысл и их размещение было подчинено неким древним космологическим знаниям.

Сомнений нет, это так. Да, судя по старинным старославянским текстам, в Древней Руси были хорошо развиты знания о строении мира и законов природы. И что главное, Земля была в центре мироздания (геоцентрическая система), и все вращалось вокруг нее, а стало быть и человека. Вспомните древнерусскую систему мер — она вся «завязана» 1) на размерах человека (вершки, аршины, сажени и тп) и 2) на природных константах («золотое сечение» и прочее).

Но также и оценивалось влияние стихий и внеземных объектов на жизнедеятельность человека и государств.

Так вот В.Жикаренцев исследует расположение церквей на картах городов Владимира, Суздаля, Ярославля, Костромы. И выводит из них некоторые рисунки, которые по-разному трактует (то надпись Иисус Христос, то орел, то треугольники и тп).

Я решила посмотреть карту Москвы и немного изменить методику В.Жикаренцева. Он смотрит современные карты и принимает во внимание все церкви. А я в своем исследовании, раз уж исследуем мы древнее время, взяла карту расположения церквей начиная с XIV века. И получилось два вида расположения: треугольник и круг.

Причем треугольник — это расположение церквей и монастырей к концу XIV века, а круг — это расположение церквей уже в XVII веке.

Стоит обратить внимание на то, что сам Московский Кремль имеет треугольную форму. И треугольники образуются вокруг него.

Размещение церквей в Москве в 14 и 17 веках: красные линии — 14 век, зеленые окружности — 17 век.

Проводя это небольшое исследование, я также набрела на работы С.В. Заграевского (так и не поняла кто он, то ли художник, то ли историк, то ли архитектор). А именно на работу К вопросу о древнерусских оборонных монастырях и храмах, где он «показывает на обширном историческом иисторико-архитектурном материале, что в Древней Руси многие монастыри изначально имели не только духовное значение, но и значение крепостей, предназначенных для защиты от внешних и внутренних врагов, а многие храмы вдополнение к духовным функциям имели и функции оборонные, играя роль цитаделейи «главных башен» городов, монастырей и прочих укрепленных населенных пунктов.»

В данной статье у него также имеется план Москвы с круговым расположением церквей и Монастырей. Но это расположение уже к концу 17 века, что точно не относится к Древним временам, и действительно подтверждает гипотезу об оборонных функциях.


Схема расположения главных ансамблей Москвы в конце XVII века.
Цифрами на схеме обозначены: 1 – Троицкий собор на Рву;2 – колокольня Ивана Великого; 3 – Красная площадь; 4 – Занеглименский торг; 5– Замоскворецкий торг; 6 – Васильевский сад; 7 – церковь Софии и Царицын луг(Государев сад); монастыри: 8 – Алексеевский; 9 – Крестовоздвиженский; 10 –Никитский; 11 – Георгиевский; 12 – Варсонофьевский; 13 – Златоустовский; 14 –Ивановский; ворота Белого города: 15 – Пречистенские; 16 – Борисоглебские(Арбатские); 17 – Никитские; 18 – Тверские; 19 – Петровские; 20 – Сретенские;20а – Мясницкие; 21 – Покровские; 22 – Яузские; 23 – церковь Ильин ПророкаОбыденная; 24 – Зачатьевский монастырь; 25 – церковь Успения на Остоженке; 26 –церковь у Яузской плотины; 27 – обитель Никитская за Яузой; 28 – церковьВоскресения на Таганке; 29 – церковь Введения Богородицы во храм (Георгия вЕндове); 30 – церковь Троицы (Николы на Берсеневке); 31 – Винный двор; 32 –Москворецкий мост и Москворецкие (Спасские) ворота Китай-города; 33 –Всехсвятский (Большой Каменный) мост и Всехсвятские ворота Белого города;ворота Скородома: 34 – Пречистенские; 35 – Смоленские; 36 – Никитские; 37 –Тверские; 38 – Дмитровские; 39 – Ярославские; 40 – Стромынские (Мясницкие –Красные); 41 – Покровские; 42 – Таганские; 43 – Коломенские; 44 – Серпуховские;45 – Калужские; 46 – церковь Воскресения в Кадашах; 47 – Кадашевский Братскийдвор; 48 – Кадашевский Ткацкий двор; церкви: 49 – Рождества Богородицы (Козьмыи Дамиана); 50 – Благовещения Богородицы (Иоакима и Анны); 51 – Иоанна Предтечипод Бором; 52 – Михаила и Федора Черниговских; 53 – Сошествия Св. Духа (Николыв Толмачах); 54 – Климента; 55 – Спаса Преображения в Наливках; 56 – СпасаПреображения в Болвановке; 57 – Георгия Победоносца на Всполье; 58 – ИванаВоина; 59 – Благовещения Богородицы (Марона); 60 – Рождества Богородицы (Николыв Голутвине); 61 – Спаса Преображения (Николы Заяицкого); 62 – Козьмы и Дамианав Садовниках; 63 – Николы в Пупышах; монастыри-сторожи северной линии: 64 –Страстной; 65 – Высоко-Петровский; 66 – Рождественский; 67 – Сретенский;церкви: 68 – Рождества Богородицы в Путинках; 69 – Знамения Богородицы уПетровских ворот; 70 – Троицы (Сергия) в Пушкарях; 71 – Успения Богородицы вПечатниках; монастыри-сторожи восточной линии: 72 – Спасо-Андроников; 73 –Покровский; 74 – Новоспасский; монастыри-сторожи южной линии: 75 – Рождества БогородицыСимонов; 76 – Данилов; 77 – Донской; 78 – Андреевский; монастыри-сторожизападной линии: 79 – Новодевичий; 80 – Саввин; 81 – Новинский.

Вопрос: каковы схемы размещения церквей на древних планах городов (надо найти карты городов с указанием первых упоминаний церквей).

В чем сакральный смысл?

посмотреть http://vladimir1896.ru/vladimir-istorija/planirovka-i-zastrojka-goroda-vladimira.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.